Мэр столицы Юрий Лужков распорядился с осени перевести все парковки города Москвы на безналичную систему оплаты. А в самое ближайшее время на муниципальных стоянках наконец начнет действовать единый тариф. За соблюдением правил проследит специальная парковочная инспекция. Первые результаты борьбы "за чистые руки" парковщиков москвичи увидят уже через две недели.
"Все должны работать по городским тарифам"
Идея безналичной оплаты парковок появилась у городских чиновников давно. Еще в июне 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал соответствующее постановление. Но тогда затеей столичных властей заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. В постановлении и речи не шло об открытом конкурсе, а всем 26 фирмам, работающим на парковочном рынке столицы, было предписано переоформить договоры аренды и закупить электронные системы для безналичных расчетов у ОАО "Парксим", 25% акций которого владеет город. Иначе чиновники грозились лишить предпринимателей прав на аренду участков в пользу ОАО "Парксим".
В течение года антимонопольщики убеждали столичные власти действовать по закону. И 29 марта 2005 года Юрий Лужков подписал новое постановление о парковках, № 176-ПП. Из документа исчезли упоминания о "Парксиме", зато появилось слово "конкурс": он должен быть проведен до 1 июля 2005 года. Но претендентов, кроме "Парксима", пока немного.
- Этот бизнес очень долго окупается, - объяснил "Известиям" руководитель центра организации дорожного движения столицы Леонид Липсиц. - "Парксим" такое желание изъявил, вот мы с ним и сотрудничаем. Нам все равно, кто будет эксплуатировать парковки. Главное - чтобы все они работали по общегородским тарифам.
Пять минут бесплатно, но сидя
Разобравшись с ФАС, мэрия приступила к реализации замысла.
- Оборудовать весь город безналичными системами оплаты до осени мы не успеем, - признался "Известиям" Леонид Липсиц. - Но летом безналичные парковки начнут работать на Тверской улице.
Для оплаты будут использоваться одноразовые карты и многоразовые, достоинством 15 и 30 долларов. Тарифы останутся прежними: час стоянки в пределах Бульварного кольца обойдется в 11 рублей, между Бульварным и Садовым - в 10, на всей остальной территории - в 9 рублей. Во избежание коррупции тарифы напечатают на огромных плакатах при въезде на парковку.
Для каждой стоянки разработают свой график работы. В остальные часы парковки должны быть бесплатными. За неоплату грозит штраф - тройной тариф. Тем, кто превысил оплаченное время на 15 минут, - двойной тариф. Первые пять минут можно постоять даром, но не выходя из машины: чтобы ознакомиться с правилами стоянки. Некоторые правила можно изучить, не сводя глаз с парковщика: через две недели сотрудников всех 108 муниципальных парковок облачат в желтые жилеты, украшенные ценниками.
"Новые правила нам не помеха"
Большинство стран Европы давно и успешно внедряют практику безналичной оплаты парковок. Даже в Арабских Эмиратах применяются "паркоматы". Час стоянки здесь стоит около 1 доллара, за долгую стоянку - скидка. За минуту превышения времени парковки налагается 70-долларовый штраф. Обманывать государство никто не рискует: за порядком следит парковщик.
У нас все же парковщики планируют сохранить нелегальный заработок - за счет "бесплатных" часов.
- Новые правила нам не помешают, - поделился с "Известиями" парковщик возле метро "Кузьминки". - Изготовить табличку с графиком работы парковки стоит всего 500 рублей. Таким образом, всегда можно самостоятельно изменить график. И работать "на карман", начиная, например, с 3 часов дня.