15 Сен 2004 Ср 02:37 Уроки рисования - техника рисования - рисование для детей
Уроки рисования - техника рисования - рисование для детей
Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентировки родителей на более интеллектуальные занятия.
Однако, рисование - это свидетельство о развитии образного мышления, потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, их темперамент, переживания, внутренний мир.
Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженное настроение. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.
Широкие мазки при рисовании красками, величина рисунка, отсутствие предварительных набросков, дорисовок показывает уверенность и решительность.
Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.
При замороженности, и тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитая другие занятия. Изучение спонтанных, то есть сделанных по всему желанию рисунков, показывает обычную возрастную направленность. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, людей и сражения. Девочки - людей, дом, природу, животных.
Для выяснения отклонений в здоровье детей предлагают сделать рисунки на следующие темы: "В детском саду", "Дом, семья", "Что мне снится", "Чего я боюсь" и т.д.
Уроки рисования - техника рисования - рисование для детей
В рисунке на тему "В детском саду" представляет интерес взаимное расположение фигур автора и сверстников. Дети с истерическими чертами характера, вне зависимости от своего реального положения, рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем. Это отражает проблему взаимоотношений с ними.
На рисунке "Дома" изображается какая-то семейная сценка. Например, папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находится в углу, а бабушка стоит. При анализе имеет значение порядок и близость расположения фигур, и особенно, место, где находится сам ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимания размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье, авторитетом для ребенка.
В рисунках "Что мне снится" изображение страха на первом месте: независимо от возраста дети изображают чудовище, особенно выделяют глаза, большой раскрытый рот. На втором месте рисуют землетрясения, пожар, аварии, войну, нападения бандитов и т.д. По рисункам видно - эти страхи символизируют угрозу для жизни.
На рисунках "Чего я боюсь" дети рисуют змей, пауков, собаку, темноту ("от укуса змей наступает смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет").
В младшем школьном возрасте воспроизводят инстинктивно опосредованные страхи: страх высоты, глубины, замкнутого пространства. В подростковом возрасте - социально опосредованные страхи: страх плохой отметки, контрольной, не успеть выполнить порученное и т.д. На самом деле это не столько страх, сколько опасения приобретающие навязчивый характер. Наблюдая рисунки своих детей, родители могут заметить страхи и отклонения в поведении у детей и при необходимости обратиться на консультацию к специалистам.
28 Мар 2006 Вт 00:06 Уроки рисования - техника рисования - рисование для детей
по-моему, ребёнок, особенно, маленький, когда рисует, выражает свой взгляд на мир. Он рисует солнышко, которое улыбается, т.е. солнышко он считает добрым персонажем, или месяц он рисует с колпачком и закрытыми глазками - т.е. это сонное создание, которые ежедневно желает ему спокойной ночи. Чем меньше ребёнок, тем больше он рисует непонятного для взрослых, и понятного только ему. Да, его рисунки нечёткие, но по сути выражают те же самые вещи, что рисуют и взрослые дяди на больших полотнах. Но детское творчество особенно интересно. Это неплохой материал для исследований, психологических экспериментов. Сразу вспоминается Антуан де Сент Экзюпери со своим "Маленьким принцем", помните, как там малыш нарисовал зверька под шляпой, а никто из взрослых этого не понял. Это детский язык, язык детского творчества. Некоторые взрослые художники пытались к нему приблизиться, например, импрессионисты..., а потом и модернисты и все, с ними связанные.
Но как приятно смотреть на картины своего чада. У нас была проблемка, когда малыш рисовал на обоях свои непостижимые сюрреалистические фантазии. И всё бы хорошо, но всё-таки как-то неэстетично, да и не сохранишь. Но нам посоветовали блокноты для флипчартов Post-it. Очень интересая штука: там листочки формата А4 можно приклеить на любую поверхность, потому что они со специальным клеевым слоем. А потом эти листочки можно споккойно отклеить, не содрав при этом обоев... переклеить на другое место, или сохранить, а потом как-нибудь вывесить... ещё хорошо, что эти флипчарты post-it по краям обнесены специальным слоем, по которому уже "не рисуется", поэтому обои у нас перестали страдать.
Для этих же целей можно брать и простые post-it (клейкие листочки), т.е. обклеивать ими края листочка, по которому рисует ребёнок, а потом, их отклеить...
Ведь ребёнку нужна свобода творчества, он не любит границы, и не нужно для него их ставить. До сих пор вспоминаю невероятную акцию, которая проводилась на какой-то европейской выставке, когда в комнате на пол положили большие ватмановские листы, расставили по краям ведёрки с гуашью, а потом запустили в комнаты малышей, которые, конечно, утсроили там кучу-малу и создали детский "шедевр"