Никто не знает тайну о том, что этот скромный, небогатый и малознатный самурай, проживающий в Японии 19-го века, является выдающимся мастером боевых искусств. Он смиренно переносит все многочисленные несчастья, которые выпадают на его долю. До той поры, пока это не затрагивает его честь.
Бухгалтер с двумя мечами.
Уважаемый зритель, попробуйте представить себя обычным Российским бухгалтером. Вы отменно владеете своим персональным компьютером. У Вас умный, хотя и немного занудный начальник. Ваша жизнь спокойна и размеренна, а зарплата не превышает прожиточного минимума (Впрочем, Вы к этому привыкли) Ничто не предвещает перемен. Однако, внезапно, Ваш начальник сообщает, что Вы переводитесь из бухгалтерии в службу тайных операций Концерна и должны ликвидировать предателя, переметнувшегося на сторону налоговой инспекции. Времени на ликвидацию у Вас ровно 24 часа.
Собственно, из этого состоит сюжет нового японского 2-х часового фильма «Сумрачный самурай». Япония. XIX век. В стране – феодальная раздробленность. Императорская власть слаба. Власть Вассала над сюзеренами безгранична. Главный герой фильма – Сэйбэй Игути- простой самурай, работающий на складе стратегических продуктов. Компьютеры еще не придуманы. Счеты пока не изобретены. Только бумага и карандаш являются орудиями труда самурая. Никто из его коллег не знает, что когда-то Игути был инструктором в школе боевых искусств. Он умеет владеть мечом так, что самые опасные противники неизбежно будут повержены в поединке с бухгалтером.
Любой другой самурай на его месте давно бы сделал головокружительную карьеру. Любой, но не Игути. Он принадлежит к тому типу людей, которые предпочитают созерцание действию и не считают богатство и власть достойной для себя целью.
Как известно, выдающиеся способности невозможно скрыть. Сюзерены узнают о том, что под маской скромного счетовода скрывается грозный воин. Клан поручает ему уничтожить самурая, отказавшегося вспороть себе живот по приказу сюзерена. Желания скромного бухгалтера не имеют никакого значения. Он должен убить или быть убитым.
Японскому кинематографу присущи качества, выработанные этой нацией в долгой борьбе с ударами стихии и закаленные в бесчисленных войнах. Японские фильмы неторопливы, спокойны, немногословны и красивы в своей неторопливости. Так и в этом фильме действие развивается неторопливо, степенно, медленно превращаясь из реалистичного до мелочей бытоописания бедного самурая в изображение схватки, борьбы, которую ведет поставленный в жесткие условия человек.
Отсутствие желания причинять насилие под воздействием страха, необходимости защитить свое место под солнцем перерастет в ярость бойца, который будет готов на все, чтобы уничтожить врага. Боевые сцены в этом фильме абсолютно реалистичны. В них нет капель воды, разлетающихся в разные стороны от удара меча, нет головокружительных трюков, нет полетов по стенам и потолку. В этой схватке есть лишь животное чувство страха и желание выжить, выжить любой ценой. Как это водится в японских фильмах, выживет тот, кому это больше необходимо. Не факт, что справедливость при этом восторжествует…
Фильм снят классиком японского кинематографа Ёдзи Ямадой, вот уже 41 год снимающего кино…