Обычные будни обычной американской школы. Обычные американские дети. Они чистят зубы, жуют бутерброды, играют в компьютерные игры, идут в школу, на переменах болтают в туалете с одноклассниками, говорят о сексе, обедают в столовке, покупают оружие и устраивают в своей обычной американской школе кровавую бойню… Режиссер: Гас Ван Сент.
Главный Приз Каннского кинофестиваля - «Золотая пальмовая ветвь» (2003). Продолжительность 81 минута.
Прокатившаяся в конце девяностых по Америке волна подросткового насилия в школах не была первым проявлением бессмысленного уничтожения себе подобных. В 60-70 годы во время кокаиновой вечеринки сатанистом Мэнсоном была убита беременная Шарон Тэйт, жена режиссера Романа Поланского, а вместе с ней и все гости пирушки. С высот небоскреба расстреливались бывшим морпехом, служившим во Вьетнаме, случайные прохожие. Однако, вся Америка была шокирована неизвестно откуда свалившимся на нее вирусом детского насилия, уносящего в ад будущее этой страны.
Если Вы ждете от «Слона» четкого и однозначного толкования причин развернувшихся событий, аналогичного тому, который дал Майкл Мур в своем Оскароносном фильме «Боулинг для Колумбайн» (Дескать, искорените продажу оружия, и все будет тип-топ), то Вы несомненно ошибетесь. С точки зрения Ван Сэнта, причин нет. Есть лишь обычная школа, ученики которой учатся (иногда), фотографируют друг друга (чаще), бессмысленно слоняются (часто), влюбляются и сплетничают (большую часть времени). И, однажды, в этой школе парочке оболтусов приходит в голову идея заказать по почте стрелковое оружие и методично расстрелять всех, кто подвернется под руку.
«Слон» по стилю изложения близок скорее к документальному, чем художественному фильму. Неслучайно, операторскую работу Ван Сэнт поручил Харрису Савидесу, ранее работавшему с режиссером над фильмом «Джерри». Реальные люди, реальные поступки, обычная скучная жизнь, которой живет большинство добропорядочных граждан. Однажды, эта жизнь будет прервана выстрелами из десантной винтовки. Без причин, без смысла, без мотивации… Просто, потому, что кому-то захотелось ее прервать, придумав свою версию последней точки… «сидя на красивом холме»…