07 Сен 2004 Вт 04:39 Фильм ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД Германа
Фильм ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД Германа
Драма, Россия, 2003
Режиссер фильма - сын Алексея Германа (Хрусталев, машину). Черно-белый. Во время войны, два странных, не нордических немца заблудились в русских лесах, а потом столкнулись с такими же странными русскими ...
1943 год. Далекий полустанок, затерянный в бесконечных украинских заснеженных полях. В эвакуирующийся под натиском Советских войск госпиталь прибывает мобилизованный хирург. Немецкий врач в этом фильме, по мнению режиссера, является воплощением космополитической интеллигенции, вынужденной существовать в мире, в котором до этого класса никому нет дела. Он остается в обреченном госпитале с последним пациентом, а затем, уходит из этого пристанища, сопровождаемый солдатом, в надежде добраться до убегающей, драпающей немецкой колонны.
Собственно, хронология последнего пути двух обреченных на погибель оккупантов, которые весьма озабочены поиском причин всемирной катастрофы, превратившейся в их личную трагедию, и является сюжетом этого фильма. Черно-белое изображение заснеженного апокалипсиса весьма напоминает хождение сходящей с ума от ужаса семьи в фильме Михаэля Хайнеке «Время волков». Однако австрийский режиссер в своем фильме изобразил стихийное бедствие, а Русский режиссер Герман исследует закономерную катастрофу оккупантов.
Два часа обреченные будут бродить по заброшенным территориям, душераздирающе кашлять, идти по сугробам, оврагам, встречать отставшую от своих бойцов труппу Советских артистов, ютящуюся в заброшенной хижине. Страдальцы будут натыкаться на уничтоженный партизанами немецкий отряд, возвращаться к пепелищу, где встреченные ими ранее артисты будут уже уничтожены, искалечены и повешены.
Но, самое главное, они будут недоумевать, за что эта трагедия напала лично на них, таких хороших, интеллигентных и умных. Эти два немца, шатающиеся по Украинской степи, по замыслу режиссера, должны вызывать сочувствие и напоминать об ужасах и бессмысленности войны для всех, как для Русских, так и для немцев.
Однако, вместо «милости к падшим» этот фильм (особенно в семьях тех, кто еще помнит своих погибших дедов, прадедов и других родственников) вполне может вызвать тихое бешенство. Поскольку, в те годы, страна выдвинула один лозунг: «Убей немца». Совершенно не важно, кто вторгся на твою территорию, интеллигент, врач или великий композитор. Захватчик должен быть уничтожен. Его убийство-благо для страны, которая ликвидирует врага. И любая другая философия ведет к краху идеологии государства. Попытка вызвать жалость к несчастным заблудившимся людям, таким милым и симпатичным, вполне может вызвать подозрение о том, что этим фильмом режиссер возвращает долги. И, на самом деле, это действительно так.
«Когда мою бабушку с мамой увозили в товарном вагоне в Германию, поезд остановился на перегоне, и немецкий солдат, нарушив воинскую дисциплину, выпустил их из вагона. Тем самым он спас им жизнь. Примерно в это же время дед, солдат советской армии, погиб на войне, его убили немцы. Так получилось.
Я решил снимать этот фильм из-за того немца, который выпустил моих близких из вагона. Снимать про роту солдат вермахта на восточном фронте, не тех, кто насиловал и убивал, а тех, кто попал на войну не по своей воле. Но в процессе написания сценария все как-то изменилось, и получился фильм про немецкого доктора, доброго и не приспособленного к войне человека, из тех, кто в любых обстоятельствах, в любых войнах обречен погибнуть, так и не сделав ни одного точного выстрела. Об интеллигентных людях, попавших на войну и абсолютно бессмысленно и бездарно на ней погибших».
Это - истинная история, рассказанная Алексеем Германом. Оправданна ли такая позиция режиссера, который имеет возможность жить, благодаря случайному импульсу оккупанта. Является ли изображение «добрых немцев», обреченных на смерть в заснеженной пустыне, кощунством по отношению к трагедии Советского народа или «свежим взглядом» на кошмар второй мировой, каждый решит для себя, посмотрев «Последний поезд».
Штрихи фильма. Заснеженная пустыня. Два нелепых рефлексирующих оккупанта. Кровожадные партизаны, уничтожающие немецкий отряд, а затем, шарящие по карманам убитых врагов, уподобляющиеся худшим из мародеров. Агонизирующая Советская артистка, сжимающая ладонь немецкого врача, словно в последнем любовном экстазе, харкающая вытекающей изо рта кровавой пеной. Черно-белая тишина, прерывающаяся постоянным кашлем и свистом вьюги, безмолвная и безнадежная.
Но, где-то там, вдали, грохочут пушки и рвутся наши снаряды, вышибая всю эту немецкую мразь с нашей территории, уничтожая ее без разбора, и карателей и врачей, и почтальонов и всех тех, кто посмел перешагнуть Государственную Границу СССР.
Толерантность общества, несомненно, обязывает людей мириться с любыми, даже самыми экстравагантными взглядами новой режиссуры на историю нашей Родины. Несомненно, имеет право на жизнь и позиция «отдачи долгов», высказанная в «Последнем поезде». Однако, где-то подспудно, у автора этих строк зреет мысль, что подобный фильм никогда бы не появился в Тысячелетнем Рейхе в случае его победы. Скорее всего потому, что к тому времени, победившие гитлеровцы стерли бы из памяти всех оставшихся на земле само сочетание слов: «Русский человек».
В те самые годы, чешский коммунист Юлиус Фучик в книге «Репортаж с петлей на шее» написал бессмертные строки: «Люди, я любил Вас, будьте бдительны». Интересно, что он имел в виду?