Энтони Хопкинс в роли университетского профессора, уволенного по обвинению в расизме. Николь Кидман - в роли его любовницы. В других ролях - Эд Харрис, Гэри Синиз. Режиссер - Роберт Бентон.
Посмотреть расписание (0) Почитать рецензию Обсудить фильм (14)
В каждой стране в любые времена существуют проблемы, понятные и значимые только ее обитателям. Например, исключительно в Африканских странах люди будут вздрагивать, услышав слова «тутси» и «хуту». Представители именно этих африканских народов методично уничтожают друг друга на протяжении десятилетий. В Америке за оскорбление может быть принято даже в шутку произнесенное слово «ниггер».
Собственно, за употребление слова, лишь отдаленно напоминающего определение принадлежности к «черной» расе: «Чернушка», оказывается изгнан с работы и отлучен от дел профессор Колеман Силк, преподающий в одном из университетов США. В стране, охваченной приступом политкорректности, любая форма проявления расизма, даже надуманного, является недопустимой и караемой «запретом на профессию». Вся дальнейшая история, рассказанная в фильме «Запятнанная репутация», пытается стать частично приквелом, а частично эпилогом этого изгнания, повествующими об ужасах расизма в Америке сороковых и политкорректности в Америке девяностых годов.
Два пласта времени, две эпохи, одна судьба. «Каин, где брат твой, Авель», - на этот вопрос всю свою жизнь пытается ответить негр Колеман Силк, которому по иронии судьбы досталась белая кожа. Ответить на этот вопрос ему должна помочь случайная встреча с женщиной, чей возраст отстает от возраста Силка на 30 лет.
В фильме «Запятнанная репутация» присутствуют все составляющие для его успеха, особенно, в стране производства. Выдающиеся актеры. Литературная основа. Вложенные в раскрутку средства.
Энтони Хопкинс: артист, сыгравший самого обаятельного и сексуального после Сатаны приспешника зла в трилогии про людоеда Лектера. В «Запятнанной репутации» Хопкинс очень реалистично изображает старика, еще не ставшего старцем. Под влиянием виагры он еще способен на сексуальные подвиги. Под влиянием влюбленности он еще способен на искреннее раскаяние в своем предательстве. Под воздействием памяти о прошлом, он еще старается изменить настоящее. В глазах Хопкинса отражается отчаяние и мука последней любви. В них плещется вся боль, которую он испытывает каждодневно, ежечасно, поминутно, при воспоминаниях о мучительных и позорных фактах своей биографии.
Николь Кидман. «Оскар» за роль безумной писательницы, помолвленной с собственной смертью, в фильме «Часы». Триумф дочери гангстера в «Догвилле» Ларса Фон Триера. Этой актрисе присущи холодная раскованная сексуальность в глазах, черты фигуры, которая, даже закутанная в кокон, будет казаться обнаженной, абсолютно откровенное и талантливое изображение человека, помеченного печатью горя и унижения, но не покоренного ими. В этом фильме Кидман изображает роковую находку стареющего профессора, предмет его страсти. Ее собственная трагедия, отчаяние матери потерявшей двух детей, ужас прошлой жизни с мужем-садистом, вернувшимся морально искалеченным после вьетнамской войны, делают необходимым истерический «роман» с Силком. Она окунается в связь с престарелым, как в омут, избавляющий от мучительных переживаний. Герои фильма, словно два обреченных путника в холодной степи, ищут упокоение друг в друге, однако, прошлое затягивает и не отпускает свои жертвы.
«Запятнанная репутация» поставлен по роману известного американского писателя Филипа Рота. На предстоящей «Оскаровской» гонке он являлся одним из основных претендентов на статуэтку, однако, так и не вошел в число номинантов.
Несмотря ни на что, все составляющие, которые при умелом соединении могут повлечь за собой мировой успех, в этом фильме так и остаются разрозненными элементами. Причина этому лежит на поверхности. Придя в гости к малознакомым людям, мы вряд ли захотим абсолютно искренне сопереживать трагедиям, которые, может быть, они захотят выложить случайному слушателю. Очень долго, очень затянуто и очень хрестоматийно эти случайные люди будут излагать историю своей неудавшейся жизни, так трагически завершающейся. В этой истории они, естественно, как ее авторы, предстанут перед рассказчиками невинными жертвами непреодолимых обстоятельств, а слушатели будут поставлены перед фактами неизбежного прослушивания этих горестей. И (что самое интересное), в конце этой истории будет совершенно неясно, какое отношение давние беды и страдания имеют к современным неудачам ее участников.
При просмотре «Запятнанной репутации» роль занудного рассказчика исполняет звездный состав творческой группы, создавшей этот фильм, а роль несчастного слушателя достается зрителю. С первой же минуты фильма становится ясно, что у профессора есть какая-то тайна, что всю жизнь он был несчастлив, а запоздалый роман с молодой незнакомкой, даже простимулированный афродизиаками, может только усугубить кризис отставленного лектора.
Итак, перед нами политкорректная история о неполиткорректном профессоре. В основе ее сюжета лежит абсолютно чуждая нам проблема расовой дискриминации ниггеров в Америке сороковых, усугубленная сексуальными фантазиями, присущими всем стареющим ловеласам. Само развитие сюжета продолжается медленно и предсказуемо печально. Актерам остается талантливо изображать «нечто», в завершении фильма превращающееся в «ничто». И в прямом, и в переносном смысле этого слова.
Одна из немногих талантливо ввернутых фраз принадлежит сестре главного героя фильма. Эта мысль высказана о представителях всех рас, населяющих американский континент: «Наша страна теряет разум, но приобретает апломб». Под этой фразой очень хочется подписаться. Ибо, она применима и к фильму «Запятнанная репутация».