Мать главного героя впала в кому незадолго до краха мирового социализма. Когда она оклемалась, то ее любящий сын решил предохранить маму от шока и стал изображать, что все идет по-старому, в духе заветов Ленина. В роли подруги главного героя Чулпан Хаматова (Страна Глухих).
И снова фильм о любви. Любовь, ведь она бывает разной. Любовь к женщине. Любовь к Родине. Любовь к детям. Любовь к матери. На что должен быть готов человек, желающий проявить свои лучшие чувства? Какие страдания он может пережить, на какие самоограничения пойти? Каждый решает это для себя сам. Герой этого фильма ради любви к матери создает новую страну. Вернее он продляет жизнь старой, потому что информация о появлении новой может убить самого близкого ему человека.
Конец 80-х. Социалистическая система трещит по швам, однако, агонизируя уничтожает, отравляет все живое рядом с собой, внутри себя. Эмигрирует в свободный мир отец главного героя. Его мать оказывается в психиатрической лечебнице. Выйдя из нее через 8 месяцев, она становится фанатичкой коммунистического режима. А главный герой участвует в демонстрациях за свободу слова.
Случайно увидев, как сына на демонстрации избивают полицейские, мать падает, сраженная инфарктом и пребывает в коме время, достаточное для того, чтобы в ГДР изменился режим. Однажды она выйдет из комы, но любой новый стресс будет способен ее убить. Стрессом, в первую очередь, может явиться информация о том, что всего того, во что она верила больше нет. Сын создаст для нее полную иллюзию существования социализма. Он будет врать сам, он будет покупать за деньги ложь других людей, он будет доставать не выпускающиеся уже продукты, он вернет в дом старую мебель. Все это он сделает с одной целью - спасти жизнь матери. С другом он будет снимать хроники не существующего уже режима. С любимой девушкой (ее, кстати, блестяще исполнила Чулпан Хаматова) будет разыгрывать сцены из жизни несуществующих людей. Со старыми знакомыми, не принявшими стремительные перемены в жизни общества, он будет возвращать ее в их недалекое прошлое. А она будет выздоравливать, писать ненужные жалобы в несуществующие инстанции, поучать своих детей, как им стоит жить и, наконец, случайно выйдет на улицу в другой, совершенно изменившийся мир, где над ней вертолет пронесет удаляемый на свалку бюст г-на Ульянова.
Прочитав этот текст, кто-то может подумать, что это насквозь политический фильм. Этот «кто-то» непременно ошибется. В фильме много комедийных, смешных, красивых сцен. И еще больше грусти. Легкой, красивой, очень человечной. В нем присутствует политика, но не она является движущей силой фильма. Фильм этот все же про любовь. И в этом фильме она играется в миноре.
И еще один вопрос возникает после просмотра этого фильма. Ложь во спасение. В какой мере допустима она. Как далеко можно зайти в игре, даже если думаешь, что помогаешь близкому тебе человеку. Как сопоставить затраченные усилия и полученный результат? Фильм не дает ответа на эти вопросы. Он только ставит их. При просмотре этого на удивление красивого фильма каждый будет решать их для себя сам. Не могу не вспомнить фразу сестры главного героя, ставшую одной из ключевых в фильме. Она актуальна и для нас. Вот она: «Какое дерьмо мы носили совсем недавно».
Ложь во спасение сродни любви. Только сильная любовь способна помочь человеку совершить такой серьезный поступок. Думаю, по большому счету, фильм Гудбай, Ленин - о любви.