Проходимец-журналюга придумывает целую кучу невероятных историй и публикует их в респектабельном американском журнале NEW REPUBLIC. Обман вскрывается. Прогрессивная общественность потрясена. Все пытаются осмыслить как он дошел до жизни такой ... молодой, продвинутый, любимец читателей ... В роли любимца - Хейден Кристинсен (молодой Люк Скайвокер из 2-го эпизода Звездных Войн). Режиссер - Билли Рэй (написал сценарий Войны Харта).
Как известно, журналистику нередко называют «второй древнейшей профессией». Поскольку всем известно, что первой древнейшей специальностью является проституция, то несложно определить степень уважения к этой профессии тех, кто окрестил журналистику подобным образом. Фильм «Афера Стивена Гласса» рассказывает нам о причинах этого определения, которое можно назвать клеймом.
Правда и вымысел. Приукрашивание и очернение. Абсолютная истина и невероятная ложь. Эти противоположности превращаются в ломаные линии судьбы на карте жизни главных героев фильма. Если действительность скучна и однообразна, насколько далеко может отклониться журналист от абсолютно достоверного описания и украсить его авторской интерпретацией событий? Насколько важно, из мини-бара, стоящего в номере, или из рефрижератора, взятого напрокат, извлечены бутылки виски делегатов съезда консервативной партии? Имеет ли значение тот факт, что события, которые описаны в статье популярного журналиста, в действительности никогда не происходили, если они могли произойти?
В основе создания фильма «Афера Стивена Гласса» лежат реальные факты, описанные в статье интернет-журнала «Форбз Дайджитал Тул». Редактор «Тула» Камбиз Фарухар раздосадован тем, что самый популярный и самый молодой репортер респектабельного журнала «Нью Рипаблик» Стивен Гласс своей статьей «Хакерский рай» перехватил сенсационную тему у его репортеров, и обвиняет в этом своего ведущего репортера Адама Пененберга. Чем глубже Пененберг вникает в содержание статьи Гласса, тем больше он находит в ней проколов. Маленький ручеек обмана в процессе расследования превращается в грандиозный водопад лжи и фальсификаций, которыми Гласс наводнил свои статьи, сделавшие его известнейшим репортером. Вымышленные факты… Несуществующее место событий… Придуманные персонажи историй… Эти факты выявляют весьма неприглядную картину: написав то, что от журнала ждал читатель, автор, напропалую сочинявший небылицы, приобрел статус журналиста № 1.
Фильм «Афера Стивена Гласса» снят в жанре реального репортажа, соединившего журналистское расследование с психологическим портретом талантливого корреспондента, превратившегося в сочинителя небылиц. История умалчивает о причинах этого перерождения, однако достоверно показывает черты характера главного героя: маниакальную страсть к завоеванию популярности, патологическую лживость, умелое искусство перевоплощения, прирожденный талант очаровывать собой окружающих его людей.
Каждый день десятки, сотни, тысячи журналистов, комментаторов, корреспондентов заходят в двери своих редакций. Слушая их выступления, читая их статьи, мы считаем, что предназначение свободной прессы состоит в том, чтобы достоверно освещать происходящие вокруг нас события. По прошествии многих дней мы понимаем, что факты чаще всего были искажены, а причины событий фальсифицированы. «Афера Стивена Гласса» показывает некоторые причины наших заблуждений и газетных фальсификаций… Впрочем, журналистское тщеславие, это самая безопасная причина окружающей нас лжи…