English Title: A Driver for Vera
Режиссер: Павел Чухрай
Актеры: Алена Бабенко, Андрей Панин, Игорь Петренко, Богдан Ступка
Страна: Россия
Год: 2004
Самая первая полнометражная (и, увы, весьма неудачная) картина Павла Чухрая, созданная ещё в 1977 году, называлась «Ты иногда вспоминай», хотя она и была современной по тематике. Судя же по нынешнему интересу режиссёра, проявившемуся семь лет назад и в «Воре», его действительно волнует жанр социальной ретро-мелодрамы, события которой разворачиваются (скажем так) в тоталитарную эпоху, будь то 1952 или 1962 год.
Следует предположить, что очередная лента Чухрая-младшего должна быть посвящена 1972 году, поскольку о периоде «пика застоя», относящегося примерно к 1982 году, он успел в своё время высказаться, сняв «Клетку для канареек», где частная история случайной встречи на вокзале юноши и девушки, обострённо чувствующих собственную неприкаянность, поставлена в точный, но данный лишь намёком (по цензурным идеологическим соображениям) общественно-политический контекст.
В конце концов, и ситуация молодого сержанта-шофёра из кремлёвской роты, переуступленного, словно крепостной в услужении у барина, высокопоставленным генералом из Москвы его другу-военачальнику из Крыма (не так ли и сам полуостров был некогда передан Никитой Хрущёвым в юрисдикцию тогдашней Украинской ССР?!), напоминает не слишком уж завидное положение канарейки, пусть и в позолоченной клетке - на загородной севастопольской вилле главы местного армейского гарнизона. Виктор, сам воспитывавшийся в детдоме после смерти отца и матери, проникается сочувствием к беременной Вере, дочери-хромоножке генерала Серова, которая тоже рано потеряла свою мать, хотя он лично не против того, чтобы отдаться бурной страсти по отношению к привлекательной горничной Лиде.
И в то же время не может не осознавать удачную перспективу стать зятем крупного военного чина и воспользоваться всеми благами роскошной жизни, чего, разумеется, был лишён на «гражданке». Однако своеобразный любовный треугольник между Виктором, Верой и Лидой усугублён более серьёзными и пугающими обстоятельствами: простой шофёр на службе у армейского генерала обязан обо всём докладывать капитану КГБ по фамилии Савельев, который крутится возле Серова наподобие «мелкого беса», но мнит себя хладнокровным и мстительным вершителем человеческих судеб, включая и самого генерала, неожиданно впавшего в немилость у органов безопасности.
Конечно, фильму «Водитель для Веры» можно было бы предъявить ряд придирок и претензий, упрекая, в частности, за то, что мелодрама о «Вере-хромоножке, которая любила да не вышла замуж, потому что гордая была» в последней трети повествования соскальзывает в явный триллер политического свойства, к тому же соотносящийся с грядущей переменой в руководстве страны спустя год, что было больше похоже на тайный дворцовый переворот. Но всё же с точки зрения жанрового кино новая лента Павла Чухрая отличается увлекательностью рассказа и довольно крепко сбита, а вдобавок обеспечена отличными актёрскими работами (помимо Богдана Ступки и Андрея Панина, виртуозно и сочно существующих на экране, нельзя не отметить убедительность молодого Игоря Петренко в заглавной роли). А финал, между прочим, вполне сопоставим… с дипломной вгиковской картиной «Вольному воля» по рассказу Всеволода Иванова «Дитё». Через тридцать лет режиссёр вдруг вернулся к нравственной проблематике своей ранней короткометражки, где жизнь чужого новорождённого оказывалась важнее собственной судьбы в момент исторических катаклизмов. И Виктор, спасающий малое дитя, потом вынужден затеряться на бескрайних просторах безжалостной отчизны. Ходячему путь!