05 Сен 2004 Вс 06:00 Как подготовить ребенка к школе - готовность ребенка к школе - подготовка ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе - готовность ребенка к школе - подготовка ребенка к школе
Психологи подразумевают под готовностью ребенка к школе как мотивационную, так и когнитивную составляющие. МОтивационная - это желание ребенка учиться, выполнять социально полезную, одобряемую деятельность. В идеале ребенок, который идет в школу, должен страстно мечтать ходить в школу, "как мама на работу". Мама приносит зарплату - он пятерки. И т.д. НО существует и иной аспект готовности ребенка к школе: сформированность основных познавательных функций. Если мотивация означает желание, то когнитивные функции определяют возможности, способности к обучению.
Научить мыслить
Одна из проблем современного образования (особенно это касается младших классов школы) заключается в том, что школа не занимается развитием собственно познавательных способностей у детей: мышления, памяти, внимания. Считается, что эти способности развиваются сами в процессе овладения знаниями. Между тем, если к десяти годам у ребенка не сформировано умение анализировать, строить логические связи, оперировать абстрактными категориями, то все его последующие знания будут носить бессистемный, отрывочный характер, а большая часть того, что он услышит в школе, попросту "влетит в одно ухо и вылетит из другого".
Способности развиваются в деятельности
Чтобы этого не случилось, родителям неоходимо помочь ребенку в развитии. не контролю за выполнением заданий надо уделить большую часть времени, а развивающему обучению. Особенно следует обратить внимание на развитие памяти. Путем многочисленных тренировок в школе и дома ученики развивают свою механическую память. Между тем, при воспроизведении знаний нужна логическая память. Научить малыша пользоваться логической памятью помогут простые мнемотехнические приемы. Вот один из них: придумайте несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина-мужчина, река-море-океан и т.д. Предложите ребенку зпомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого продиктуйте первое слово их цепочки и попросите ребенка вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру и займет не более 15 минут в день, но значительно улучшит навыки запоминания.
Искусство быть оратором
Другой важный момент - развитие речи ребенка. В быту дети пользуются простыми предложениями, без причастных оборотов, но в школе им потребуются сложные конструкции. Поэтому необходимо приучать ребенка описывать различныепредеты и явления сложными предложениями. потренируйтесь в описании пейзажа за окном, картины в альбоме - через несколько недель Вы ощутите, что язык ребенка заметно улучшился. Главное в занятиях - системность и постоянство. Однако, дети с удовольствием включаются в развивающее обучение, особенно если оно проходит в веселой игровой форме или в виде соревнования. Эти уроки могут быть и полезны, и приятны все семье. Такое живое общение с ребенком способствует развитию эмоционального контакта с ним, доверия и, как следствие, присхологической безопасности ребенка.