Оскароносный "Гладиатор", оказывается, снят был небрежно, ляпы — каждые 5 минут. А об исторической достоверности вообще говорить не приходится.
Персонажи используют приборы и употребляют лексику (слабое место всех голливудских экранизаций и драм), которые появились гораздо позже. Плюс нелогичные диалоги и — опять! — путаница с окровавленной одеждой и клинками, которые буквально через доли секунд оказываются "свеженькими и беленькими" — и это на фоне того, что "Гладиатор" натуралистичен донельзя.
Герои используют седла и стремена, женщины сидят в Колизее рядом с мужчинами (что считалось непозволительным для простых смертных — за исключением весталок). В действительности же женщины занимали верхние ярусы.
Вначале фильма (середина зимы) Максимус (главный герой) произносит следующую фразу: "У меня есть три недели до начала сбора урожая".
В первом показанном бое битва начинается с того, что удар наносят стрелки и... машины, которые использовались для осады городов — это притом, что битва ведётся в лесу.
Архитектурные элементы, которые фигурируют фильме, относятся к поздним столетиям: балюстрады, колокольни и купола, которые видны на панораме Рима, не могли существовать в описанное время. Верх невежества — дом Максимуса, которые представляет собой типичную виллу христианина XV века.
Говорят, в каком-то кадре, в небе виден след пролетевшего самолета. Ну, это не страшно на фоне того, что творилось ещё в этом прославленном фильме Гладиатор – Gladiator – киноляпы Гладиатор.
Перед "германской" битвой Максимус говорит, что у него отряд из 4000 человек плюс 2000, выясняется, что в сумме — 5000. После боя герой сообщает, что 2000 погибли, но минут через 15 заявляет, что в его распоряжении 5000 человек. То ли у сценариста проблемы с арифметикой, то ли Кроу плохо выучил сценарий.
Ещё одно историческое несоответствие — ложа императора не могла находиться так близко к арене, так как случайная (либо не случайная) стрела могла попасть в него. Скептики говорят, единственное, что может оправдать декоратора — то, что всего-то и был построен один ярус — остальные зрители висели и сидели кому на чём придётся.
Говорят, что в сцене, когда Максимус кормит своего коня яблоками, человек с хорошим зрением разглядит на дальнем плане — между героем и конём — члена съёмочной группы в синем (кажется, джинсовом) комбинезоне. В эту же категорию совсем бесцеремонного отношения к съёмкам можно отнести вот какой кадр: идёт сражение с ордой варваров, одна из колесниц переворачивается, и сквозь пыль можно разглядеть газовый баллон, прикреплённый к днищу колесницы.
Скептики утверждают, что тигров практически никогда не выпускали против гладиаторов
Ещё одно грубое несоответствие, повторяющееся из фильма в фильм: римляне не признавали белоснежных бюстов философов и императоров — они украшали их покрывалами и платками и ярко разукрашивали.
В одной из обычных римских таверн мы видим, как сенаторы пьют из стеклянных кубков. Но стеклянная посуда ещё не получила такого широкого распространению и была дорогой экзотикой, невозможной в кабаке — пусть даже и в руках сенаторов.
Дальше — о лексике. Максимус спрашивает, когда ушли посланцы (или посредники), ему отвечают "несколько часов назад". Особо привередливые заявляют, что концепция деления времени на часы появилась гораздо позже — в раннем средневековье, причём её в большей мере придерживались религиозные служители, чтобы более точно определять время молитв. В описываемые же времена римляне делили время на 12 "hora" — от заката до рассвета, а ночь членилась на 4 части "vigilia".
Максимус говорит, что он — родом из Испании, и гладиаторы называют его Испанцем. Однако — приятная неожиданность — испанцы как нация появились гораздо позже. Территорию нынешней Испании римляне называли Иберией (Иверией) — Иберийский полуостров — поэтому Максимуса должны были называть Иберийцем. Под Испанией подразумевали нечто иное — группу провинций, каждую из которых населяли различные этнические группы.
Следующий "ляп" — тоже на совести сценариста: во времена Марка Аврелия человек, возглавлявший легион, был сенатором и должен был присутствовать на заседаниях Сената. Тогда почему, в таком случае, Максимус, видя Колизей, восхищается так, как будто видит его впервые?
Очередной упрёк состоит в том, что тигров не использовали в гладиаторских боях, так как они слишком дорого обходились казне. Их выпускали на арены в основном "для казни" невооруженных христиан.
Самым непростительным проколом называют кадры, в которых фигурируют напечатанные на бумаге (!) билеты, которые предъявляют римляне для входа в Колизей, хотя известно, что печатный станок был изобретён в средневековой Германии.
Кажется, "Гладиатор", действительно, переплюнул всю халтуру, созданную со времён братьев Люмьер.