Условно говоря, у начальника имеются средства активной обороны, которые он немедленно готов пустить в ход, как только распознает начало говорения на запрещенную тему. Опасно и неразумно для подчиненного в таких условиях идти напролом. Лучше искать в обороне незащищенные места, которые всегда имеются. Вспомним миф об Ахиллесе и его незащищенной пятке.
Вот несколько способов обхода оборонительных сооружений:
— Использование кавычек. Под этим понимается рассказывание начальнику неких историй, случившихся с совершенно другими людьми. Внутрь этих историй, как в кавычки, помещается тот текст, который вы хотели бы сказать начальнику. Только не слишком нарочито, иначе он побагровеет: «Что ты хочешь этим сказать?!!»
— Присоединение. Чтобы убрать ведро с грязной водой, надо к нему присоединиться: наклониться к нему, взять своей рукой, а затем убрать. Чтобы начальник начал слушать от вас неприятные вещи, надо к нему присоединиться, то есть рассказать что-нибудь интересное для него и полезное, но причинно связанное с той правдой, к которой затем и плавно перейти. Но сделать это надо тактично, излагая лишь факты, а не свое мнение.
— Инверсия в интерпретации. Вы излагаете начальнику лишь факты, которые вас возмущают, но не осуждаете его за это, а интерпретируете их в пользу начальника, являясь его умелым адвокатом. Позже интерпретация отпадет, а факты останутся. Кстати, выполнение вами роли адвоката поможет увидеть и вашу собственную неправоту, которая, увы, тоже может быть.
— Через черный ход. Вы рассказываете начальнику лишь о фактах, которые являются следствиями его неправых действий, не упоминая о самих действиях. О следствиях не только негативных, но и позитивных (без которых все же не обходится ни одно не только хорошее, но и дурное дело). Что же касается настороженных вопросов начальника о причинах, отделывайтесь объяснениями вроде: «Возможно, его кто-нибудь обидел», «Возможно, они не так поняли».
— Изменение авторства. Авторство той правде, которую вы тщитесь сообщить начальнику, иногда возможно приписать некоему заведомо отрицательному персонажу (недобросовестному партнеру, истеричному клиенту). Тогда вы сможете изложить требуемые факты, искренне обличая человеческое несовершенство отрицательного персонажа.
— Шутки. Умелое дозирование критики в шутливой форме позволит постепенно сделать как бы общеизвестным тот имидж личности начальника или метод решения управленческих проблем, который так просто не отбросишь: ведь имидж не изменяется по приказу. Только шутки должны быть обезличенными: «у нас так повелось...», «уж мы не ангелы...»
— Удовлетворение любопытства. Вы огорчены невозможностью высказать начальнику правду. Вы в скверном настроении. На расспросы начальника отвечайте вежливо, но уклончиво. Продержитесь долго, чтобы он оказался заинтригованным и жаждал понять, что с вами случилось. Когда его любопытствующая обеспокоенность достигнет наивысшей точки, расскажите, что вас так огорчило. Возможно, разговор и получится.
Владимир ТАРАСОВ, директор Таллиннской школы менеджеров