Древний Рим - история Древнего Рима - Вокруг законов о нравственности в Древнем Риме в эпоху Августа - форум Мужчина и женщина, любовь - форум о любви - бесплатно
--------------------------------------------- -----------------------------------
В Древнем Риме женщина всегда полностью находилась под властью мужчины: отца, мужа или опекуна. Она не имела права голоса и не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Замужняя женщина должна была рожать детей, чем больше, тем лучше, и заниматься домашним хозяйством. Нормальной была семья, в которой насчитывалось семь-восемь детей. Законы Древнего Рима были направлены также против чрезмерной роскоши среди своих сограждан, а также регламентировали украшения женщин. По мере того как Рим становился мировой державой, в него стекались всё большее количество денежных средств и предметов роскоши. Патриархальные нравы начали приходить в упадок, а тут ещё начались и гражданские войны...
--------------------------------------------- -----------------------------------
Так что к окончанию гражданских войн в эпоху Августа положение женщины в обществе сильно изменилось. Муж, бывший ранее её полновластным владыкой и повелителем, вплоть до права распоряжаться её жизнью, превратился в жалкую тень грозного patris familias. Если раньше муж мог без всякого суда казнить не только свою жену, уличенную в прелюбодействе, но и ее любовника, то что он мог реально сделать теперь? Да, древние законы, охранявшие его права, никто не отменял, но они уже давно не действовали.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Единственно, что мог позволить себе муж, так это распоряжаться частью приданого своей жены, и всё. Он уже не мог заставить ее иметь много детей и отдавать себя их воспитанию, не мог противиться ее разорительным капризам. Он не мог даже заставить ее оставаться верной ему, потому что на защиту ветреницы сразу же встали бы ее многочисленные родственники, друзья и любовники. Какая уж тут смертная казнь за прелюбодеяние? А для того чтобы избежать даже таких легких наказаний, налагаемых семьей, как ссылка в деревню, женщины все чаще прибегали к разводу.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Падение нравов касалось и мужчин. Многие из них предпочитали оставаться холостяками. Обзаводясь многочисленными любовницами или беря в наложницы вольноотпущенницу, что не рассматривалось законами браком, а, следовательно, и дети от таких сожительств не имели гражданских прав, пока отец не усыновлял и не давал свое имя тем из них, кого он предпочитал. Большинство же браков заключалось или из политических выгод, в поисках заветных магистратур, или из-за богатого приданого.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Многие сенаторские и всаднические семьи в эпоху гражданских войн разорились. Чтобы как-то поправить дела своих семейств многие жены таких сенаторов или всадников, вначале с согласия своих мужей, стали заниматься своеобразной проституцией, продавая свои ласки богачам, в основном, "новым" римлянам.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Раз свободой распоряжаться своим телом могли обедневшие члены высших сословий, то и женщины из вполне обеспеченных семей не захотели оставаться в стороне, так что вскоре весь Рим был охвачен самым жутким развратом. Но иметь официальных любовников эмансипированным римлянкам было мало, и стало быстро расти число женщин из высших сословий, которые открыто продавали свои услуги с своеобразного аукциона.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Многие женщины вообще старались не рожать и прибегали к производству выкидышей
"...чтоб безобразных морщин был избавлен живот нерожавший".
Если же женщина рожала одного или двух детей, то она считала свой долг перед Республикой полностью исполненным.
Таков был упадок той самой знати, которая еще столь недавно была освобождена даже от подозрений.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Поэтому в Риме стали множиться голоса и обращения к Августу с просьбами об исправлении нравов римского народа, чтобы вернуть его к простоте и суровости и возродить поколение мужественных людей. Если в итальянских провинциях еще и встречались многодетные семьи, то в Риме среди знати они встречались очень редко. Да и сами олигархи не могли служить примером старинных семейных доблестей. Так Август и Агриппа имели только по одной дочери, у Марка Красса-младшего был единственный сын, а известный Меценат вообще не имел детей.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Но дело было не только в упадке нравственности, падал и боевой дух знати. Ревнители старины полагали, что представители знати должны заниматься только войной и управлением, считая остальные занятия недостойными римлян. Однако в Риме появлялось все больше молодых людей, причем из самых знатных семей, которые стремились стать актерами или гладиаторами. Чтобы бороться с этим явлением, было издано множество распоряжений, но они в большинстве случаев оказывались мало эффективными.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Древнее римское государство было совокупностью законов, учреждений, нравов и обычаев, направленных к тому, чтобы заставить индивидуума, в случае необходимости, пожертвовать личным благополучием, благополучием своей семьи и даже своей жизнью на благо государство. Для сохранения Империи и управления ею требовались люди воспитанные именно в таких древних традициях. Эти люди гибли в многочисленных гражданских войнах, а подрастающие поколения и "новые" римляне, накопившие огромные богатства, совсем не стремились рисковать своей жизнью. Создав Империю, римляне желали сохранить её теперь для того, чтобы полнее усваивать культуру Востока и наслаждаться утонченной роскошью, а воюют и защищают их пусть легионы, в состав которых входят жители все новых городов и провинций, получивших римское гражданство.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В 22 году до Р.Х. Август, наконец, взялся за конституционную реформу. Оглашая новые законы, он процитировал слова одного из цензоров, Метелла Македонского, жившего около сотни лет назад:
"Граждане! Если бы мы могли жить без жен, не было бы у нас никаких хлопот. Но коль скоро природа установила так, что с женами жить трудно, а без них невозможно, думать следует скорее о продолжении рода, а не о быстротечном индивидуальном наслаждении".
Эти же слова Метелла были включены и в преамбулу закона.
Одной из мер к исправлению нравов было запрещение всадникам и сыновьям сенаторов появляться на сцене. События на Востоке и другие неотложные дела заставили Августа отложить решение остальных деликатных вопросов, так что к исправлению нравов он смог вернуться только в 18 году, после завершения своей миссии на Востоке.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Из Тита Ливия мы знаем, что еще в 195 году был отменен закон Оппия против женской роскоши. Дальнейшие попытки ограничить распространение роскоши в Риме тоже не дали практически никакого эффекта. Военные победы привели к тому, что в Риме стали аккумулироваться огромные средства, сокровища и произведения искусства покоренных народов. Какие уж тут законы против роскоши?!
--------------------------------------------- -----------------------------------
Теперь же толпы депутатов осаждали Августа, требуя очищения Рима от пороков и разврата и восстановления его древних добродетелей. Предлагались законы и для ограничения роскоши, и для исправления нравов. Но Август не хотел спешить в таком важном и деликатном деле.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В поездках по Италии Август всюду демонстративно проявлял заботу об институте семьи. Бедным, но многодетным семьям он дарил приличные суммы денег, а юношам из многодетных семей помогал делать карьеру. Некоторых особенно отличившихся в деле воспроизводства отцов семейств он приглашал в Рим. Так известно, что некий Гай Крис Гилар из Фезул торжественно поднялся на Капитолий в сопровождении восьми детей, почти тридцати внуков и восемнадцати правнуков. Почтенному старцу была устроена самая почетная встреча.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Но наглядная агитация работала недостаточно эффективно, так что была создана специальная комиссия для выработки закона против безбрачия; но этот закон не делал брак обязанностью, от которой нельзя было уклониться, а лишь давал некоторые привилегии семейным людям и многодетным семьям.
Это был, так называемый, закон Юлия (lex Jlia de maritandis ordinibus), который постановлял, что
все граждане старше 25 лет, но не переступившие 60-летний порог (для женщин - 55 лет), должны были состоять в браке.
Сенаторам, их детям, внукам и правнукам по мужской линии запрещалось жениться на вольноотпущенницах, т.е. иметь от них законных детей. Всем другим гражданам такие браки были разрешены.
Закон категорически предписывал повторный брак вдовам и разведенным женщинам. Вдовы имели годичную отсрочку, а разведенные - шестимесячную.
Были запрещены браки межу близкими родственниками, в том числе нельзя было жениться на детях от первого брака, зять не мог жениться на теще, а свекр на снохе и т.п.
Каждый наследник освобождался от обязательства на безбрачие, если такое обязательство было указано в завещании.
Если отец или опекун отказывали в согласии на брак для юноши или в приданом для девушки, то последние имели право обратиться к претору. Последний должен был рассмотреть мотивы отказа, и если он находил их несправедливыми, то должен был обязать отца или опекуна дать свое согласие на брак или выдать приданое.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Было установлено множество льгот и привилегий для женатых и имеющих детей лиц во всех сословиях.
Например, каждый гражданин мог домогаться магистратуры за столько лет до указанного законом возраста, сколько он имел детей.
Женщина, родившая трех детей, освобождалась от последних остатков опеки мужа.
Вольноотпущенники обоих полов, получившие свободу только при условии не вступать в брак, освобождались от этого обязательства.
Закон отнимал у холостяков право посещать публичные празднества и зрелища.
Кроме того, холостяки не могли принимать наследство от лиц, отстоящих от них более чем на шесть колен.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В ответ на возражения, что у главы семейства теперь нет реальных инструментов, чтобы принудить к повиновению сыновей или жен, заставить их ограничить свою алчность, страсть к расходам и легкомысленному поведению, Август отвечал:
"Это ваше дело давать вашим женам приказания и советы, какие вам угодно, как делаю это я в своей семье".
Он считал, что муж и отец должен поддерживать порядок в семье своим авторитетом и мудростью.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Однажды и в сенате принцепс привел в пример этого свою семью. Тут же посыпались насмешки. Кто-то поинтересовался, как удается Августу влиять на поведение Ливии. Когда же кто-то предложил Августу изложить свой метод управления семьей, он довольно долго излагал традиционные римские представления о семье, избегая давать прямые примеры из личной жизни. Он долго рассуждал о женских украшениях и нарядах, о выходе из дома и скромности, но не сказал ничего конкретно о Ливии. Возразить принцепсу, естественно, никто не решился.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Но я могу помочь вам в этом, уважаемые читатели, и расскажу немного о семье принцепса.
Дочь Августа, Юлия, была уже второй раз замужем, и не думала подчиняться новым законам о нравственности. Позднейшие писатели приписывали ей чудовищный разврат, но Тацит и Светоний, осуждая ее поведение, называют не так уж и много имен ее любовников.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Первым ее мужем был Марцелл, племянник Августа. Говорят, что еще при его жизни она благосклонно относилась к ухаживаниям других мужчин. После смерти Марцелла, Юлию уже ничто не сдерживало, и она ударилась во все тяжкие.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Вторым мужем Юлии был Агриппа, от которого она родила троих сыновей и двух девочек. Поздние авторы утверждают, что Юлия предавалась самому безудержному разврату, но все современники отмечали несомненное сходство всех пятерых детей Юлии с Агриппой. Для объяснения такого совпадения был пущен следующий анекдот: на вопрос о том, почему все её дети похожи на Агриппу, Юлия, якобы со смехом, отвечала:
"Я никогда не беру на борт еще одного пассажира, если моё судно уже заполнено до краёв".
После смерти Агриппы Август выдал свою дочь за Тиберия, для чего ему пришлось развести его с любимой женой Агриппиной. Их брак оказался неудачным, так что Юлия вскоре опять окунулась в самый грязный разврат, а Тиберий...
--------------------------------------------- -----------------------------------
Тиберий покинул Рим и отсиживался на Родосе.
Рассказывают, что Юлия тем временем принимала у себя любовников целыми толпами и любила в пьяной компании разъезжать по улицам Рима.
Она могла заниматься любовью с одним из спутников прямо на улице, а однажды даже проделала это на ростральной трибуне, той самой, с которой оглашались строгие законы о нравственности.
Рассказывали, что она велела ежедневно водружать на голову Марсия, спутника Вакха, столько венков, сколько любовников у нее было за ночь.
------------------------------------------ --------------------------------------
Августу докладывали о ее проделках, но он долго не решался покарать единственную дочь. Но, наконец, его терпение лопнуло, и он сослал Юлию на остров Пандатерию. Пострадали и многие из любовников Юлии: так Криспин, Клодий и Сципион были высланы из Рима, а Семпроиня Гракха Август сослал на остров Керкину у северного побережья Африки (не путать с Керкирой, та находится совсем в другом месте). Позднее Тиберий там его и казнил по закону об оскорблении величия. Сразу погиб только Юлий Антоний, но о его смерти сохранилось две версии. По одной из них, он покончил жизнь самоубийством, а по другой - его казнили по обвинениям в прелюбодеянии и в государственной измене.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Тиберий, получив известия о ссылке Юлии, написал Августу письмо с просьбой помиловать его жену, но принцепс отказал, и только через некоторое время перевел ее в Регий в Калабрии, но предварительно он расторгнул ее брак с Тиберием...
После смерти Августа Тиберий не вернул свою жену из ссылки, как этого ожидали многие, а вновь перевел её на Пандатерию. Денег на её содержание из государственной казны он не выделял на том основании, что в завещании Августа об этом ничего не говорилось.
------------------------------------------ --------------------------------------
Неплохо было бы сказать здесь же несколько слов и о знаменитой Ливии, третьей жене Августа. Многие авторы любят выставлять ее чуть ли не образцом римской добродетельной женщины. Ну, что ж, посмотрим, каков этот образец? Да, в безудержном разврате Ливию не упрекали, не то что Юлию. Итак...
--------------------------------------------- -----------------------------------
Ливия была женой Тиберия Клавдия Нерона, который во время гражданских войн примкнул к противникам Августа и имела от него сына Тиберия, будущего императора. Но до этого было еще очень далеко. Пока же Тиберий Клавдий Нерон с Ливией и ребенком во время одного из примирений между Августом и Марком Антонием вернулся в Рим.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Ливия была очень красива, происходила из древнего и очень знатного рода Клавдиев и обладала манерами настоящей аристократки. Все это произвело сильное впечатление на Августа, который стал оказывать ей различные знаки внимания. Считается, что Ливия отвечала Августу взаимностью, ведь тот был не только принцепсом, но и очень красивым мужчиной. Впрочем, первое для Ливии было все-таки важнее. Как относился к этому её муж, осталось неизвестным.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Тем временем у Августа окончательно испортились отношения с его второй женой Скрибонией, и как только она произвела на свет девочку, Юлию (о которой мы говорили выше), Август сразу же с ней развелся. После этого Август надавил на Тиберия Нерона и заставил того отдать Августу свою жену Ливию. Историки до сих пор любят спорить о том, знала ли об этом сама Ливия, а если знала, то какова ее роль в этом деле.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Дело осложнялось еще и тем, что Ливия была в это время на шестом месяце беременности. По римским же законам женщина после смерти мужа или после развода не могла выйти замуж раньше, чем через девять месяцев. Это делалось для того, чтобы было легко определить родовую принадлежность родившихся в это время детей. В Риме, впрочем, многие полагали, что отцом будущего ребенка является сам Август.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Принцепс же решил всем продемонстрировать, что он очень уважает и чтит старинные римские законы. Он созвал коллегию понтификов и попросил их вопросить различных оракулов о воле богов: может ли он взять в жены беременную женщину. Как вы думаете, уважаемые читатели, какова же была воля богов? Ну, разумеется, все они горячо приветствовали решение дорогого принцепса!
--------------------------------------------- -----------------------------------
Так что Август с чистой совестью мог жениться на Ливии, ведь он выполнял волю богов. Тиберий Нерон был вынужден лично передать Августу свою бывшую жену. Во время свадьбы и последующего обильнейшего пиршества произошел забавный случай. Один из подвыпивших гостей (или притворявшийся пьяным) увидел Ливию, сидящую рядом с Августом, и спросил:
"А почему ты, госпожа, не сидишь рядом со своим мужем?"
Всех это очень развеселило. Смеялся и сам Август.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Через три месяца у Ливии родился сын, которого назвали Клавдий Друз Нерон. Август сразу же отослал новорожденного младенца Тиберию Нерону, чтобы рассеять подозрения в своем отцовстве, но римляне были уверены, что настоящим отцом Друза был принцепс. По Риму даже ходила такая шутка:
"Везет же могущественным счастливчикам! Они могут произвести на свет ребенка всего за три месяца!"
------------------------------------- -------------------------------------------
Не следует считать случай с женитьбой Августа на беременной жене другого римлянина чем-то исключительным. Прецеденты уже были, и я лишь напомню вам о наиболее известных из них.
Помпей с свое время женился на Эмилии, дочери Эмилия Скавра, когда она была женой другого человека и тоже была беременной.
Знаменитый римский оратор Катон из Утики был женат на Марсии и имел от нее нескольких детей. Но вот его друг Гортензий попросил его уступить ему свою жену, и Катон без колебаний согласился на это. Когда же Гортензий умер, Катон вернул себе Марсию. В этом деле, правда, была и материальная подоплека, недаром римляне часто упрекали Катона в том, что он отдал жену, когда она была бедной, а вернул её, когда она разбогатела.
------------------------------------------ --------------------------------------
И так поступал знаменитый Катон, которого принято считать образцовым древним римлянином, сторонником и последователем древних традиций! Что же тогда говорить о тех римлянах, которые образцами не были, а были просто типичными римлянами своего времени? Тогда мы с большим доверием будем относиться к страницам "Сатирикона", эпиграммам Марциала и сатирам Ювенала.
А просто увести жену у другого гражданина, особенно если ты занимаешь видное положение в государстве, было в Риме довольно обычным делом. Идеалы, которыми так восхищался Тит Ливий, давно уже покрылись паутиной и пылью.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Больше у Ливии детей не было, поэтому все свое тщеславие она направила на то, чтобы как можно больше возвысить своего сына Тиберия. Считается, что это ей неплохо удалось. Она была верной женой Августа, и больше о ее нравственности никаких сплетен до нас не дошло. Август очень уважал свою третью жену, часто советовался с ней и считался с ее мнением.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Что-то я слишком уж отклонился от темы. О Ливии, наверно, следует написать отдельный очерк, что я немного позднее и сделаю, а пока вернемся к законам о нравственности.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Под острой критикой нового закона со стороны крайних ревнителей старины, были выработаны два новых закона: закон против роскоши (lex sumptuaria) и знаменитый закон против прелюбодеяния (lex Jlia de pudicitia et de coercendis adulteris) или, как его чаще называют, lex de adulteris.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Первый закон ограничивал не только роскошь в постройках, но и ограничивал употребление шелка и драгоценностей, расходы на пиршества и т.п.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Закон о прелюбодеянии должен был не только наказать прелюбодеяние, но и очистить нравы самих римлян.
Этот закон сохранял за главой семейства право убить дочь прелюбодейку и ее сообщника на месте преступления.
Муж мог теперь убить любовника жены, только если заставал его в своем доме и тот принадлежал к одной из следующих категорий: был комедиантом, певцом, танцовщиком, был привлечен к публичному обвинению и не восстановлен в своих правах или был отпущенником семьи.
Жену муж мог убить только в том случае, если она была захвачена вместе с любовником в его доме.
После обнаружения прелюбодеяния муж, а если он не предпринимал никаких мер, то отец, должны были в течение 60 дней привести нарушившую верность жену, римскую гражданку, в судебную комиссию, возглавляемую претором. Если муж или отец в продолжение еще четырех месяцев не выступал обвинителем, то всякий мог подать жалобу.
Наказания были довольно суровыми: прелюбодей приговаривался к пожизненному изгнанию и конфискации половины имущества; прелюбодейка приговаривалась к пожизненному изгнанию, потере половины ее приданого, трети ее состояния и запрещению нового брака, что означало, что она впредь могла жить с мужчиной только в качестве наложницы.
Содействие прелюбодеянию: предоставление дома для свиданий любовников, извлечение мужем выгод из прелюбодеяния жены или оставление жены у себя после раскрытия прелюбодеяния, - все это составляло преступление сводничества и наказывалось так же, как прелюбодеяние.
Женщина же не могла обвинить мужа в прелюбодеянии, который мог иметь связи с незамужними женщинами, не принадлежавшими к высшей аристократии. Если же такие связи были, то мужа обвиняли не в неверности своей жене, а в прелюбодеянии с женой другого или в разврате.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Получилось, что этот закон был направлен против римских граждан, главным образом, против сенаторов и всадников, в то время как вольноотпущенники и иностранцы могли совершать прелюбодеяния сколько угодно.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Так как критика законов о нравственности не утихала, то в 9 году до Р.Х. был принят закон Папия и Поппея, который еще больше ограничивал права холостяков и лиц, не имеющих детей, в том числе и на получение наследства. Этот же закон увеличивал отсрочку для повторного брака женщинам до трех лет. Интересно, что сами законодатели Папий и Поппей не имели ни жен, ни детей.
--------------------------------------------- -----------------------------------
Несколько слов о разводе в Риме. Для расторжения брака без объявления причин нужно было взаимное согласие супругов, но часто для развода было достаточно желания и одного из них. При Августе был издан закон о нарушении супружеской верности, по которому о разводе надлежало объявить в присутствии 7 свидетелей, вручив супругу или супруге разводное письмо.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В дополнение к очерку приведу несколько уголовных историй из времен правления Тиберия, о которых упоминает Тацит.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В 17 году после Р.Х. были изданы строгие указы сената против распутного поведения женщин и было строжайше запрещено промышлять своим телом тем, чьи деды, отцы или мужья были римскими всадниками. Поводом послужило то, что Вистидия, дочь претора, объявила эдилам, что занимается проституцией. В соответствии с древними обычаями достаточной карой для продажных женщин было их собственное признание в своем позоре. От мужа Вистидии, Тетидия Лабеона, потребовали объяснения, почему он не наказал, согласно закону, свою изобличенную в прелюбодеянии жену. Муж в свое оправдание сослался на то, что предоставленные ему по закону на обдумывание 60 дней еще не прошли. Тогда решили, что достаточным наказанием будет постановление против Вистидии и ее ссылка на остров Сериф.
--------------------------------------------- -----------------------------------
В 24 году претор Плавтий Сильван по невыясненным причинам выбросил из окна жену Апронию.
Доставленный тестем Луцием Апронием к Тиберию, он принялся сбивчиво объяснять, что крепко спал и ничего не видел, и что его жена умертвила себя по доброй воле. Тиберий немедленно направился в его дом и осмотрел спальню, в которой сохранились следы борьбы, показывавшие, что Апрония была сброшена вниз насильственным путем.
Тиберий обо всем этом доложил сенату, и после назначения судей бабка Сильвана, Ургулания, послала ему кинжал. После неудачной попытки заколоться подсудимый велел вскрыть себе вены.
Вскоре к суду была привлечена первая жена Сильвана, Нумантина, которую обвиняли в том, что она посредством заклинаний и приворотного зелья наслала безумие на своего бывшего мужа, но ее признали невиновной.
------------------------------------------ --------------------------------------
Испанец Секст Марий был обвинен в кровосмесительной связи с собственной дочерью и сброшен с Тарпейской скалы.
14 Ноя 2006 Вт 16:36 Древний Рим - история Древнего Рима - Вокруг законов о нравственности в Древнем Риме в эпоху Августа
Хорошие Законы ! Но немного древние и мокроватые для нашего мира и протухлённые !
Человек должен знать один закон - не убей в одном направлении и во втором не возьми у другого что заработал тот сам и его семья ! Ну может кто ещё что скажет какие можно законы соблюдать в современном мире ?