09 Дек 2008 Вт 08:11 Дети и ВИЧ. Ответим на любые вопросы.
Дети и ВИЧ - несовместимые понятия.
Как жить дальше, если у меня ВИЧ? Можно ли иметь детей? Что сделать для того, чтобы уберечь своего ребенка? Есть ли особенности в развитии и воспитании ребенка с ВИЧ? Как сообщить ребенку о его диагнозе?
Хотелось бы обсудить эти и другие вопросы, которые могут волновать многих родителей. Найти ответы на них нам помогут врачи, педагоги, психологи и ВИЧ-положительные люди, которые сами являются любящими и заботливыми родителями.
10 Дек 2008 Ср 13:46 Дети и ВИЧ. Ответим на любые вопросы.
[b]На Ваш вопрос отвечает психолог Информационно-консультационного центра г.Иркутска "Ступени" Якунина Светлана:
Хотя родители называют множество вполне понятных причин, по которым они тянут с раскрытием диагноза ВИЧ-инфекции, исследования показали, что, в целом, чем больше откровенности в этом вопросе, тем выше уровень социальной поддержки, самооценка социальной компетентности и меньше поведенческие проблемы (Battles H. B., 2002
Как и о любом другом заболевании с ребенком имеет смысл говорить тогда, когда он будет способен воспринимать информацию и адекватно на нее реагировать. А этот момент наступает в определенный возрастной период. Чаще всего - это возраст младшего школьника, время, когда у ребенка стремительно развиваются все познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, память. Ребенок в этом возрасте уже способен высказать свою точку зрения и более конструктивно выразить свое отношение к происходящему.
Объяснения по поводу вируса и медицинских процедур должны быть точными, простыми, соответствовать уровню развития ребенка и в то же время быть полными, чтобы ребенок не воспринимал необходимое лечение как наказание. Ребенка нужно уверить в том, что он невиноват в своей болезни.
Взрослому важно продумать или записать на бумаге ход предстоящего разговора. Нужно досконально разобраться, что должен вынести ребенок из беседы. Посоветуйте начать со слов: «Ты помнишь…», чтобы напомнить ребенку о прошлых событиях в его жизни, о лекарствах, которые он принимал, и (или) процедурах, которые ему делали, — это поможет подвести его к восприятию новых сведений.
• Важно выбрать место, где ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно и сможет говорить открыто.
• Можно составить список вопросов, которые ребенок может задать, чтобы у взрослого были заранее готовы ответы. Среди таких вопросов: «Ты давно об этом знаешь?», «У кого еще есть этот вирус?», «Я умру?», «Я смогу иметь детей?», «Кому об этом можно рассказать?», «Почему именно я?», «Кто еще об этом знает?»
• Желательно, чтобы при разговоре присутствовали только те люди, с которыми ребенок чувствует себя наиболее комфортно. Медицинский работник может предложить свою помощь в проведении беседы, но, по возможности, всю подготовку следует провести заблаговременно, чтобы родители могли сообщить ребенку о его болезни самостоятельно.
• Следует свести к минимуму медицинские подробности (иммунология, вирусология, эффективность терапии) и обнадежить ребенка. Нужно с пониманием отнестись и к его молчанию, и к его вопросам. Следует сказать ребенку, что по сути ничего не изменилось — просто теперь его болезнь названа вслух. Ребенку также необходимо услышать, что он не виноват в случившемся и что его семья всегда будет рядом с ним.
• Если диагноз требуется сохранить в тайне, важно назвать ребенку имена конкретных людей, с которыми можно об этом говорить, — это может быть медицинский работник, другой ребенок с ВИЧ-инфекцией или друг семьи. Слова «Никому не говори» вызывают у ребенка чувство стыда и вины.
• Можно предложить ребенку тетрадь для ведения дневника, чтобы он записывал туда свои вопросы, мысли и переживания.
Медля с сообщением диагноза и придумывая отговорки, которые нередко сопутствуют такому промедлению, можно подорвать это доверие. Дети чувствуют, когда что-то не так, а завеса молчания и тайны лишает их возможности разобраться в своих переживаниях и страхах, задать необходимые вопросы. Если дети не посвящены в происходящее, они могут ощущать растерянность и одиночество, чувствовать себя забытыми и ненужными.