Либерализация рынка дальней связи не просто породила конкуренцию и вывела на арену новых перспективных игроков. Она стала толчком для диверсификации бизнеса телекоммуникационного гиганта и освоения новых сервисов, востребованных рынком.
С началом 2006 года жизнь ОАО "Ростелеком" стала стремительно меняться. Вступление в силу нового отраслевого законодательства существенно сказалось на правилах игры: "Ростелеком" перестал быть единственным в стране оператором дальней связи и должен был искать возможности для сохранения своих позиций с приходом новых игроков.
Разумеется, у "Ростелекома" сохранялись свои конкурентные преимущества - в виде развитой сетевой инфраструктуры, многолетнего опыта работы в секторе дальней связи и т.д. Однако было очевидно, что сохранить прежние позиции на рынке с приходом новых участников не удастся - несмотря ни на что.
В этих условиях на передний план вышли новые цели и задачи. Сегодня они сформулированы так: сосредоточиться на сохранении лояльных пользователей и создать правильные маркетинговые условия для дальнейшей работы. Усилия команды решено направить на то, чтобы, несмотря на снижение доли на рынке дальней связи, увеличить свой оборот и объем бизнеса. Это означало выход на новые рынки и диверсификацию предлагаемых услуг. И наконец, третья задача - реализация потенциала, заложенного во взаимодействии с партнерами компании - операторами связи.
Долгое время финансовые и временные затраты компании были направлены главным образом на поддержание и развитие традиционного сервиса - международной и междугородной телефонной связи. Тем сложнее было изменить подход к работе, сосредоточив основное внимание на поиске и развитии новых источников дохода. Компании, привычной к статусу национального оператора дальней связи, потребовалось время, чтобы адаптироваться к новым условиям работы, преодолеть накопленную инерцию и изменить саму психологию управления бизнесом.
Рынок телекоммуникаций в России развивается стремительно. Технологические новинки, вводимые лидерами, как и работающие на их основе сервисы, очень быстро теряют эксклюзивность и входят в жизнь более мелких и менее технологичных компаний. Любой более-менее успешно дебютировавший на рынке сервис мгновенно клонируется всеми участниками рынка. В этих условиях список предлагаемых услуг у разных операторов связи разнится незначительно, а любая новинка имеет чрезвычайно короткий срок жизни, быстро переходя из разряда инноваций в разряд традиционного списка услуг.
В условиях, когда клиента трудно удивить новым сервисом, особое значение приобретает комфортность этого сервиса и общее удобство обслуживания у конкретного оператора связи. Не только предоставить полезную и интересную услугу, но и обеспечить ее комплексное сопровождение, создав оптимальные условия для ее использования с помощью специальной системы поддержки пользователей, - вот что необходимо оператору, желающему успешно конкурировать на современном российском рынке фиксированной связи.
От того, как быстро компания сможет адаптироваться к меняющимся условиям рынка, зависят ее настоящее и будущее. Адаптации подвергаются не только бизнес-процессы, системы управления компанией, принятия и прохождения решений, выстраивания работы новых подразделений или усиления уже существующих структур. В адаптации нуждаются прежде всего люди, которым приходится порой коренным образом изменять взгляды на ведение бизнеса, работу с клиентами и т.д. Причем изменения касаются не только топ-менеджмента компании - речь идет о перестроении отношения к своему труду всего коллектива, включая и среднее звено, и рядовой персонал.
Какие же новые направления деятельности может взять на себя "Ростелеком"?.. Уже сейчас компания успешно развивает целый ряд новых направлений: доступ в интернет для корпоративных пользователей, IP VPN и услуги на базе интеллектуальной платформы. Эти услуги уже опробованы рынком, и востребованность их - налицо. Что же касается менее "раскрученных", относительно новых сервисов, то большинство из них реализуются в сотрудничестве с другими операторами связи с применением особенностей и возможностей разных операторов и контент-провайдеров, разных технологий. Таковы, например, новые для страны услуги вроде IP-телевидения, видео по запросу и другие.
К развитию такого рода услуг на партнерских началах "Ростелеком" уже готов. Можно говорить, что у компании существует технико-технологическая база для формирования новых интересных сервисов либо - возможности для минимизации затрат на их внедрение.
В качестве примера одного из перспективных направлений совместной деятельности компании можно привести совместный проект "Ростелекома" и Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Этот проект предусматривает развитие региональных площадок обмена интернет-трафиком. Первыми ласточками проекта стали две технологические площадки в Новосибирске и Самаре, создаваемые совместно с РосНИИРОСом. Появление современных площадок обмена трафиком должно прекратить существующую практику, когда региональный трафик идет зачастую через столичные или даже зарубежные площадки, что значительно удорожает процесс и снижает скорость обработки данных. Новые отечественные площадки сделают российский трафик более скоростным, качественным и дешевым, а также повысят связность российского участка всемирной Сети. Благодаря реализации этого проекта интернет в регионах станет столь же доступным и скоростным, как в столице.
По мнению генерального директора "Ростелекома" Константина Солодухина, "бизнес - это постоянный отклик на непрерывно меняющиеся условия рынка". "Сохранить свои позиции может лишь тот, кто неизменно стремится вперед", - убежден он. Остановившиеся проигрывают. У "Ростелекома", вовремя принявшего новые правила игры, есть все шансы не только удержаться на плаву, но и приумножить свой потенциал. Уникальная сеть, авторитет и опыт работы, налаженные связи с партнерами по "Связьинвесту" - все это дает компании существенные преимущества, которые она готова использовать, развивая новые направления деятельности и выходя на новые для себя рубежи.