26 Янв 2008 Сб 10:53 Наглость Британского Совета - скрытая угроза!
На прошлой неделе представителями российского внешнеполитического ведомства было объявлено о прекращении с 1.01.08 г. на территории РФ деятельности региональных представительств Британского Совета. Основанием стала неурегулированность в течение длительного времени вопроса их юридического статуса. Британская сторона на протяжении более трех лет игнорировала положения Постановления Правительства РФ от 24.07.1995 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации». Согласно этому нормативно-правовому акту «…подобные центры за пределами г. Москвы могут создаваться с согласия Правительства Российской Федерации». Однако, по заявлению официального представителя МИД России Михаила Каманина, подготовка этого документа была сорвана по вине британской стороны в июле с.г. принятием целого ряда мер недружественного и дискриминационного характера по отношению к Российской Федерации.
Данные намерения российских властей вызвали резкую негативную реакцию со стороны руководства Великобритании. В своем выступлении перед парламентских комитетом премьер-министр Гордон Браун назвал это неприемлемым. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд прогнозирует, что это решение «ухудшит репутацию России в мире».
Для сведения можем вспомнить, что в течение всего периода пребывания на территории РФ с января 1992 г. «Британский Совет» позиционировал себя как неправительственная международная организация. Однако с вступлением в силу ФЗ № 18 от 10 января 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» руководство «Британского Совета в России» для избежания необходимой процедуры уведомительной регистрации в соответствующих органах заявило о государственном (правительственном) статусе инопредставительства на территории РФ.
Такая вот сухая «выжимка» с лент официальных новостных сайтов, содержание которых вызвало полемику на ряде информационных площадок некоторое время назад. Оставим также за скобками обоснованность и необходимость «доказывания» британскими должностными лицами версии «неиспользования» вышеназванной организации национальными разведывательными структурами. Конкретные заключения по этому вопросу в России, наверное, могут сделать только те учреждении, в компетенции которых находится изучение деятельности на территории государства иностранных организаций.
В тоже время, беглый анализ деятельности региональных представительств БС «сибирского куста» может позволить сделать определенный вывод, что сфера интересов британской неправительственной (или правительственной организации) находится в очень чувствительной для интересов российского государства плоскости.
В Томской области это установление «доверительных» отношений БС с сотрудниками академических институтов и учреждений СО РАН (предпочтение отдавалось специалистам в области ядерной энергетики, биомедицины и биотехнологий, лазеров, информационных технологий, медицинского оборудования), в Новосибирской – с сотрудниками Института Ядерной Физики, Института Катализа, Института Теплофизики, Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Приоритетным также являлась организация зарубежных поездок за счет принимающей стороны российских госслужащих.
Основные же усилия конечно были направлены на работу с отечественной молодежью, это и стипендии Чивнинга, и дискуссионные клубы, и оплачиваемые стажировки в зарубежных ВУЗах. Приходится вспоминать. хоть и набившую оскомину, но не потерявшую актуальность восточную мудрость «хочешь малыми силами победить врага, воспитай его детей». Остается лишь догадываться, для чего нашим британским партнерам воспитывать наших детей. В идеале, конечно - передать им какой-то положительный опыт, накапливаемый этой нацией в течение длительного времени. Фактической причиной, учитывая существенные противоречия между нашими странами на внешнеполитическом поприще, может стать стремление поучаствовать в формировании более предсказуемой в прогнозируемом будущем и отвечающей интересам Великобритании политической элиты РФ (к своим проектам БС предпочитает привлекать наиболее интеллектуально развитую, социально и политически активную часть российской молодежи, имеющую все перспективы «стрельнуть» в дальнейшем). Эта та «правильно взращенная» молодежь, которая в будущем «правильно» бы представляла интересы «России» в совете Безопасности ООН, принимала «правильные» внешнеполитические решения. Более широко участвовала, в том числе, направлением своего миротворческого контингента в Ирак и Афганистан, в проводимых мировым сообществом «контртеррористических операциях». «Не ерепенилась» по поводу независимости Косово и ряду других вопросов. Учитывала интересы транснациональных корпораций при распределении своих земельных, водных, лесных и сырьевых ресурсов.
Наконец, не совсем понятны, заявления высших должностных лиц Великобритании «о недопустимости закрытия региональных представительств Британского Совета в России». Хорошо это или плохо – другой вопрос, объективно, это то, что хозяин самостоятельно устанавливает миропорядок в своем доме, а гость уже, в силу различных причин, либо ощущает на себе всю полноту гостеприимства принимающей стороны, либо … И все же рискнем выразить уверенность, что отношения между нашими странами в дальнейшем будут только развиваться. Показал же пример Польши, что нет никаких статус-кво долгоиграющих конфликтов при наличии доброй воли обеих сторон.